Учитель-логопед
Рева Марина Сергеевна
высшее педагогическое образование, первая квалификационная категория по должности "учитель-логопед"
Место нахождения структурного подразделения (логопункта):
Российская Федерация, 184209, Мурманская область, город Апатиты, улица Ферсмана, дом 38а
Адрес электронной почты структурного подразделения (логопункта): нет
Положение о структурном подразделении (логопункте): (Открыть, PDF)
Приказ о работе логопедических пунктов в 2023- 2024 году: (Открыть, PDF)
Для чего и зачем необходим логопедический пункт в детском саду?
Ещё ребёнок не появился на свет, а его речь уже постепенно начинает развиваться. При рождении этот процесс резко ускоряется. Задолго до появления первого слова происходит становление всей речевой системы. И главная роль в развитии речи, в первую очередь, принадлежит родителям. Очень важно вовремя заметить отставание и нарушения в развитии речи.
Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словарного запаса ребёнка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.
Речь - это путь к общению, новым впечатлениям и жизненному опыту, путь к расширению представлений об окружающем его мире.
Итак, возвращаюсь к вопросу, поставленному в начале: для чего и зачем нужен учитель - логопед в детском саду?
Для чего? Обследовать воспитанников дошкольного образовательного учреждения для выявления детей, нуждающихся в логопедической помощи.
Зачем? Организовать своевременную логопедическую помощь для предупреждения и преодоления специфических ошибок в устной и письменной речи. Ведь известно, чем раньше начнётся коррекционная помощь, тем она эффективнее.
Логопедический пункт (сокращенно «Логопункт»)
— это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую (специализированную) группу.
Каких детей берут на логопункт?
На логопедические пункты берут не всех детей обычного детского сада, а только самых нуждающихся в помощи. Существует очередность в зависимости от степени тяжести нарушения речи. В первую очередь на логопедический пункт зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу. То есть ребята из подготовительной группы. А так же те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом году. На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы. Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся на очередь. Дети, более младшего возраста, из средней группы, могут получить логопедическую помощь, только в виде консультаций в специально отведённое для этого время. В нашем детском саду – это четверг, с 16-30 до 18-00 или по личной договоренности.
Дети с каким диагнозом (логопедическим заключением) зачисляются на Логопункт?
Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями:
- нарушение произношения отдельных звуков (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) — ФНР
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) — ФФНР
- общее недоразвитие речи - ОНР - третьего уровня речевого развития у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии.
В каком режиме проходят занятия на Логопункте?
Наилучший эффект, конечно же, дают индивидуальные занятия. Частоту и продолжительность занятия с вашим ребёнком определяет логопед в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста малыша и его психофизических особенностей. В основном индивидуальные занятия на логопункте длятся от 15 до 25 минут. Цель индивидуальных логопедических занятий — коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов.
Сколько детей зачисляется на Логопункт?
Количество детей, одновременно занимающихся на логопедическом пункте, не должно превышать 25 человек. Так как логопедическая помощь требуется большому количеству детей с разными видами речевых диагнозов, то сроки работы с каждым из детей могут сильно различаться (от 3-х до 9-12 месяцев). Поэтому с логопункта в детском саду дети выводятся не всей группой, а индивидуально, по мере исправления речевого нарушения. На освободившееся место сразу же зачисляется другой ребенок, стоящий на очереди. Таким образом, логопункт в детском саду — это открытая и подвижная система. В одиночку решить задачу полной коррекции речи детей логопеду очень тяжело. Поэтому он усиленно привлекает к работе и родителей, и специалистов детского сада.
Для успешного исправления речи детей просто необходима помощь родителей! Они должны выполнять все рекомендации логопеда, регулярно посещать консультации со специалистом, выполнять домашние задания, которые выдаются один раз в неделю. И, конечно, со стороны родителей необходим пристальный контроль за речью ребенка.
Логопед ведет работу по следующим направлениям:
- общее коррекционное развитие;
- развитие подвижности артикуляционного аппарата;
- работа над связной речью;
- дыхательная гимнастика;
- постановка звуков;
- устранение аграмматизмов в речи;
- развитие слухового внимания детей;
- развитие мелкой моторики пальцев рук у детей;
- своевременное предупреждение различных нарушений устной и письменной речи у детей дошкольного возраста.
График работы Логопункта
1 корпус |
2 корпус |
||
День недели |
Часы работы |
День недели |
Часы работы |
Понедельник |
9.00-13.00 |
Вторник |
11.00-13.00 |
Вторник |
9.00-10.45
|
||
Среда |
9.00-13.00 |
Четверг II, IV |
14.00-18.00 |
Четверг I,III
|
14.00-18.00 |
Пятница |
11.00-13.00 |
Пятница |
9.00-10.45
|
Документы логопункта
- Приказ об открытии логопедического пункта в МАДОУ детский сад №15 от 06.12.13 г. (Открыть, PDF)
- Циклограмма учителя-логопеда на 2024 -2025 учебный год (Открыть, PDF)
- Годовой план работы на 2024-2025 учебный год (Открыть, PDF)
- Рабочая программа учителя-логопеда на 2024-2025 учебный год (Открыть, PDF)
- Договор об оказании коррекционно-логопедических услуг детям с нарушениями речи (Открыть, WORD)
- Заявление на зачисление ребенка в логопедический пункт Открыть, PDF
Консультации (для родителей)
- Основные причины возникновения речевых нарушений у детей (Открыть, PDF)
- Игры на развитие грамматического строя речи у дошкольников (Открыть, PDF)
- Игры для развития мелкой моторики (Открыть, PDF)
- Речевые игры по дороге домой (Открыть, PDF)
- Влияние речевого окружения на развитие речи ребенка (Открыть, PDF)
- Советы родителям будущих первоклассников (Открыть, PDF)
- Обучение дошкольников элементам грамоты (Открыть, PDF)
- Что такое ТРН? (Открыть, PDF)
- Артикуляционная гимнастика в домашних условиях (Открыть, PDF)
- Развитие мелкой моторики в домашних условиях (Открыть, PDF)
- Развитие фонематических процессов у детей (Открыть, PDF)
- Игры для обогащения словарного запаса у детей (Открыть, PDF)
- Что делать, если ребенок не говорит? (Открыть, PDF)
- Рекомендации логопеда на летний период (Открыть, PDF)
- Мимическая гимнастика (Открыть, PDF)
- Вызывают ли гаджеты и телевизор задержку развития речи и другие проблемы с речью ребенка (Открыть, PDF)
Методическая копилка (для воспитателей)
- Общее недоразвитие речи (ОНР) - (Открыть, PDF)
- Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) (Открыть, JPG)
- Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста (Открыть, PDF)
- Фонематический слух – основа правильной речи (Открыть, PDF)
- Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентации у детей дошкольного возраста (Открыть, PDF)
- Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений и возможности использования элементов логоритмики на занятиях в детском саду (Открыть, PDF)
- Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков (Открыть, PDF)
- Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных движений пальцев рук детей (Открыть, PDF)
- Развиваем правильное речевое дыхание (Открыть, PDF)
- Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых нарушений дошкольников (Открыть, PDF)
- Предупреждение дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста (Открыть, PDF)
- Игры для автоматизации поставленных звуков (Открыть, PDF)
- Культура речи педагога (Открыть, PDF)
Новости
20 марта 2023
21 ноября 2022
Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.
В игре «Собери предложение» с девочками решали следующие задачи:
- закрепляли правильную артикуляцию звука в словах в разной позиции и предложениях;
- развивали зрительное восприятие, внимание;
- совершенствовали пространственные представления;
- формировали умение составлять предложение.
В итоге получались предложения по схеме «У кого? Где? Что?»: У дедушки в шкафу книжка и шишка. У Нюши под подушкой шапка и наушники. У шамана в машине хлопушка и шишка. У бабушки в шубе шапка и шарф и т.д. А также девочки придумывали свои истории, проявляли инициативу.
19 апреля
Речь - психический процесс, появляющийся позднее других процессов. И это высшая психическая функция, которая свойственна только человеку.
Психологическим условием формирования речи является совокупность таких высших психических функций как внимание, восприятие, память, мышление.
25 марта
Согласовываем слова определенного рода с местоимениями он, оно, она, а также множественного числа – они. Определяем принадлежность местоимений мой, моё, моя, мои к роду и к множественному числу.
17 марта
Автоматизация звука Р. На первом этапе учимся произносить уже поставленный звук изолированно. На наших занятиях "рычать" учатся даже тараканы.
17 февраля
Продолжаем работать над звуковым анализом слова.Это важно, потому что в процессе изучения идет развитие фонематического слуха. Соответственно, когда дети научатся четко различать слова на слух, они смогут правильно их написать, т.е. эти процессы взаимосвязаны.
19 января
Устанавливаем количество звуков в слоге и их последовательность и даем характеристику звукам.
23 декабря
Звуковой анализ слова предполагает определение звуков в слове по порядку и их характеристики (гласный – согласный, ударный - безударный, звонкий – глухой, мягкий – твердый), установление их количества и последовательности в слове.
26 ноября
Игры для формирования стабильного графического образа буквы "Волшебный мешочек" и "Прожорливая гусеница" очень нравятся ребятам.
12 ноября
Простанственное мышление – важная часть умственной деятельности человека. Благодаря ему мы ориентируемся в пространстве, в схеме лица и собственного тела, в границах звука, слова и предложения. Вот один из приемов развития пространственного мышления - графический диктант.
15 октября
Буква – сложный графический знак, несущий определенную смысловую нагрузку: обозначение звука. Осваивая чтение, ребенок учится соотносить каждый звук с определенным знаком, запоминает его, различает и выделяет характерные элементы буквы. Складывание букв из различных материалов помогает ребенку запоминать графический образ каждой буквы.
23 апреля
Автоматизация звуков - это длительный процесс. Он требует настойчивости и терпения. В процессе данной работы главное – это формирование у ребенка речевого самоконтроля. Звук автоматизирован тогда, когда мы произносим его, не задумываясь. Ребенку же довольно длительное время приходится постоянно контролировать свою речь: за доли секунды определить наличие отрабатываемого звука в слове или фразе, которую нужно произнести, определить его место в слове (начало, середина, конец). А еще надо не забыть и о том, как правильно произносится звук (положение языка, губ, правильный выдох).
9 апреля
Грамота – это умение читать и писать. Грамоте обучают детей в начальной школе. А в детском саду педагоги закладывают основу для успешного овладения ребенком навыками чтения и письма и обучают элементам грамоты.
26 марта
Слово делится на СЛОГИ.
Например: ка-ре-та, но-ги,
Ко-ло-бок, трам-вай, ма-ли-на,
Ба-буш-ка, ли-са, вер-шина...
Сколько в слове СЛОГОВ ясно:
Ровно столько, сколько гласных!
19 марта
Что за Африка-страна,
Где лишь лето и весна,
Где кругом стоит жара –
Все узнать о ней пора.
Что за звери там живут,
Что за птицы там поют,
Сплошь загадками полна,
Что за Африка-страна?
12 марта
Логопедическое занятие невозможно представить без артикуляционной гимнастики, которая является совокупностью специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционных органов, развитие их силы и дифференцированности движений.
19 февраля
На этой неделе в детском саду проходит акция "Будь здоров, малыш!". На логопункте ребята познакомились с важнейшим органом человека - лёгкими, узнали, для чего нужен кашель и почему полезно дышать носом, а не ртом. Учились вырабатывать свободный плавный удлиненный выдох.
15 января
Развиваем фонематический слух - считаем звуки в слове, определяем гласные и согласные, учимся различать твердые и мягкие согласные звуки.
7 декабря
7 ноября
Красивая речь — это мощное речевое дыхание. Все игры, которые развивают этот навык, полезны и даже необходимы.
1. Наблюдайте за ветром, слушайте, как он гудит, сравнивайте сильный и слабый ветер.
2. Сдувайте с ладошек кусочки ваты, пушинки, листочки, снежинки.
3. Вдох через нос, выдох через рот. Дудочка, губная гармошка, подойдут как нельзя лучше. Прокачав навык правильного дыхания, дуйте правильно на суп, на чай.
4. Дуйте на кораблики в ванной, дуйте в коктейльную трубочку, устройте с помощью трубочки бурю в стакане воды) Дуйте плавно, не надувая щеки.
5. Когда ребенок освоить навык хорошо, покажите следующую ступень: дуть носом.
Дуйте!)))
Наверное, всем известно, что она развивает:
- внимание;
- зрительную память;
- логическое мышление;
- воображение;
- ловкость рук